Феномен Барака Обамы

Феномен Барака Обамы

известного российского рекламиста Юния Давыдова «Президент из паутины», посвящённая Бараку Обаме, вызвала бурное обсуждение в Рунете. Автор раскрывает технологию продвижения американского кандидата в президенты во время предвыборной гонки. Нужно отметить, что материал получился достаточно познавательным, несмотря на то, что он носит откровенно провокационный характер. Статья мне ужасно понравилась, хотя со многими её выводами я не согласен. Привожу здесь свою рецензию.

Я считаю, что автору не удалось выявить феномен Барака Обамы. Талантливая команда и самые современные социальные технологии, безусловно, сыграли свою роль, не будь их, не было бы и президента Обамы. Но, далеко не факт, что Хиллари Клинтон или кто-нибудь другой при тех же самых условиях смогли бы победить Маккейна. Разгадка феномена проста: Барак Обама явился воплощением американской мечты или был так преподнесён народу (это кому как больше нравится). Никому не известный, но простой и улыбчивый, темнокожий паренёк из глубинки добился невероятного успеха благодаря своему таланту, упорной работе, народной любви и везению. Чем не сюжет для голливудского фильма?  Вы только себе вообразите, в Штатах (в тех самых Штатах, где ещё 50 лет назад главенствовали расистские порядки, и Мартин Лютер Кинг с жаром отстаивал права чернокожих) президентом становится афроамериканец! Абсолютно все политические аналитики (за исключением самых радикальных) пророчили победу Х. Клинтон, затем Маккейну. Социологические опросы за полгода до выборов показывали, что более 50% белых американцев не готовы видеть афроамериканца своим президентом. Ближе к выборам, когда рейтинг Барака уже на 10% опережал Маккейна, аналитики пугали «эффектом Брэдли». В победу Обамы до самого конца никто не мог поверить. Американцы в очередной раз доказали себе и всему миру, что можно преодолеть даже закоренелые мифы и стереотипы, что истинным правителем страны является её народ, а не чиновники, что добиться успеха можно и без круглого счёта в швейцарском банке.

Согласен, «свита мастерски сыграла короля»,  явила Америке «лопоухое» чудо, хоть и рукотворное, но отнюдь не искусственное. А что Вы, собственно, хотели Юний? Чтобы президентом США стал человек, не прибегавший к услугам политтехнологов? Такое разоблачение в стиле «а король-то голый!» Андерсена кажется мне, по меньшей мере, наивным.

Следует учесть, что политическая программа Барака была основана на примирении и вечных ценностях и являлась серьёзным противовесом маккейновской игре на русофобских страхах и всем уже поднадоевшей террористической угрозе. Очевидно, что Обаму выбрали не «по приколу», как утверждает автор, в него искренне верили. Об этом говорит и 68 процентная поддержка населения, и небывалый ажиотаж в Вашингтоне (когда посмотреть на инаугурацию нового президента приехало несколько миллионов человек), и мировая «Обама-мания».

Давыдов пишет: «И, конечно, от Америки будут скрывать, что Обаму избрали те, кому плевать на высокие идеалы какой-то там демократии. Барака выбрало поколение NEXT, которое и зачато, кажется, сетевым способом, через виртуальный секс. Поколение игроков – кидалты. Их может зацепить лишь одно – Игра. Технологи Обамы не призывали их победить расизм, накормить обездоленных и освободить угнетенных. Нет, никто не звал «спасать Мир», им просто предложили сыграть в игру против больших, пафосных и серьезных».

Я категорически не согласен с таким определением американского обывателя (в прочем, как и российского, и, вообще, любого другого). От этой фразы так и сквозит снобизмом а-ля: «Быдло ведётся на яркую картинку». А за кого, интересно, голосуют умные и интеллигентные личности (такие, как Юний)? Даже если эмоциональные доводы в предвыборной кампании преобладают над рациональными, то в этом нет ничего плохого. Разве образ Барака Обамы не несёт в себе демократических ценностей? Голосуя за него, субъект берёт на себя некие социальные обязательства и, с присущей каждому индивиду последовательностью, становится приверженцем этих ценностей. («Если я голосовал за Обаму, значит я демократ») Такова особенность человеческого восприятия. Более подробно на эту тему писал американский психолог Роберт Чалдини в своей книге «Психология влияния» (см. главу «Обязательство и последовательность»).

Вообще, можно рассматривать Барака Обаму как явление (вспомните Сьюзан Бойл, фактически, это калька на американского президента). Возможно ли феномен Обамы повторить в какой-нибудь другой стране кроме США? Думаю, нет. Сьюзан Бойл, напомню, так и не стала победителем «Britain’s Got Talent», консервативная английская публика предпочла ей попсовую группу танцоров. А в России такого «умника» быстро бы  заклевали: «Не мешайся, пацанчик, тут серьёзные люди дела решают». Если столь же дотошно разложить по полочкам предвыборные кампании Путина и Медведева, что тогда останется от них самих? Где начинается «бренд», и заканчивается личность? На мой взгляд, Юний Давыдов несколько предвзято отнёсся к американскому президенту.

Случайные записи